Double-Push

1993

Это была самая странная вещь, которую я когда-либо видел… Chad Hedrick (Чад Хедрик) на чемпионате Северной Америки среди юниоров 1993 в Онтарио, Канада. Именно там я стал невольным свидетелем зарождения новой эры в скоростном катании на роликах. Мы, канадцы, кто учился кататься на роликах во многом под влиянием техники катания на льду, наблюдали с удивлением и замиранием, как Чад демонстрировал радикально иной способ катания. Его техника была не просто удивительна, но она шла в разрез со всем, что мы до сих пор думали об основополагающих компонентах скоростного катания. Это техника немедленно получила название «the scissor» (резка ножницами) и «the criss-cross». Некоторые просто называли ее «the Chad». С тех пор и до настоящего момента я не перестаю восхищаться этой техникой. Как тренер и как скейтер, я заинтригован техническими аспектами того, что же заставляет все это действовать. Как кинематик по профессии, я еще больше заинтригован магической и таинственной связью между биомеханическими и физическими процессами, которые делают эту технику столь совершенной.

1994-1995

Мировой чемпионат 1994 года во Франции. Я наблюдал за Чадом с открытым ртом, не только из-за кажущейся легкости и изящной мощи его движений, но и потому что он катал совершенно по-другому, чем кто-либо еще. Семь месяцев спустя, на Панамериканских играх 1995 года в Аргентине, многие скейтеры адaптировали (или вернее сказать, скопировали) эту технику. Колумбийцы, в частности, пошли очень далеко, чтобы научиться кататься как Чад, они даже пригласили специального тренера из Австралии, который научил бы их подражать Чаду.

Наши дни

Чад продолжает доминировать на соревнованиях в США, да и во всем мире тоже. Многие лучшие скейтеры теперь катают так же, как Чад. Хотя я бы не советовал им обязательно в точности копировать все движения Чада, но основные механические характеристики, которые демонстрирует Чад, являются базой техники double-push.

Стиль против техники

Сегодня наиболее распространенное название для этой техники – double-push. Многие скейтеры и тренеры ошибочно используют термины «стиль» и «техника» как взаимозаменяемые. Техника определяет механические компоненты, которые, будучи выполненными, создают фактическую последовательность движений. Стиль определяет индивидуальный подчерк исполнения техники, который характеризует каждого конкретного скейтера. Из-за этого два скейтера с одной техникой катания могут выглядеть различно по форме катания. Когда имеешь дело с профессиональными скейтерами, то обычно сразу отличаешь одного от другого по стилю. Другая концепция, которую я хотел бы затронуть, это «extremes» (крайности). Этот термин в основном применим к технике double-push. Классическая техника катания очень точна и консервативна в исполнении. Это означает, что диапазон изменений в движениях у разных скейтеров весьма невелик. В противоположность этому, double-push допускает гораздо больший набор вариаций в движениях, т.е. последовательность движений в процессе выполнения позволяет скейтеру проявить фантазию и адаптировать эту технику под себя, находя свой оптимум между «крайностями». Этот факт составляет одно из основных преимуществ double-push. Разные ситуации (как, например, спринтерские рывки, ускорения, езда с постоянным темпом) имеют различные оптимальные параметры техники катания внутри этих крайностей. Таким образом, double-push дает скейтеру существенно больший набор «скоростей» («gears»), и, как следствие, более эффективный арсенал средств для использования в разных условиях катания.

Что же это такое?

Преобразовать динамичный, комплексный набор движений, составляющих технику скоростного катания, в слова на бумаге – задача не из легких. Иногда одно фото может быть лучше тысячи слов. Но в этом конкретном случае картинка может только изобразить короткий статический момент из целой последовательности сложных движений. Техника double-push является очень сложной для концептуализации ее в словах или в образе в вашем сознании, особенно, если вы никогда не видели практические случаи ее применения. Мы все знаем, что скоростное катание на роликах – это в основном наука об энергии, и о том, как эта энергия может быть эффективно реализована через технику катания. Техника сама по себе – это работа в некоторых ограничительных рамках. Конькобежцы выполняют набор биомеханических движений, которые можно выполнить на льду и которые лезвие конька позволяет выполнить, т.е. в заданных условиями пределах. Факт состоит в том, что, катаясь на роликах, мы имеем куда более широкие пределы. В силу сказанного, классическая техника скоростного катания на льду, которая заключается в двух фазах – отталкивания и скольжения по инерции в относительно статичной позиции, не обязательно является наиболее эффективной на роликах. Не собираюсь ли я далее кощунствовать против самих устоев конькобежного спорта? Смею ли я объявлять, что есть более правильный путь катания на роликах, чем использование техники катания на льду? Я почти уверен в этом! Но тогда вы можете спросить, если есть лучшая техника катания на коньках, почему же конькобежцы до сих пор (за столько лет существования конькобежного спорта) не поняли этого? Ответ весьма прост… техника double-push попросту не работает на льду. В конце моего повествования вы увидите, почему это так.

Double-Push

Эта техника названа таким образом (double-push – двойное отталкивание) потому что она задействует два отталкивания каждой ногой вместо одного, как в классической технике, т.е. double-push позволяет применять энергию двумя различными путями. Давайте начнем с рассмотрения индивидуальных компонентов, составляющих вместе то, что мы называем double-push.

1) The Glide Phase («The Pull») — фаза скольжения (в классической технике) или «натяжения» (в double-push)



Классическая техника скоростного катания использует статичную фазу скольжения. Таким образом, поддерживающая нога расположена непосредственно под корпусом и скользит (катиться) по небольшой дуге, направленной наружу. Мне нравится называть это скольжение «бананом» из-за фигуры, которую очерчивает нога. Во время фазы скольжения мускулы ноги испытывают статическое (изометрическое) напряжение. Вся энергия, развиваемая мышцами ноги, просто используется для поддержки тела. Другими словами, никакая часть этой энергии не используется для генерации ускорения путем ее применения в каком-либо движении ногой. В противоположность этому, double-push позволяет скейтеру использовать часть статической энергии для производства ускорения и, таким образом, несколько нивелировать процесс снижения скорости во время фазы скольжения. Как это делается? В технике double-push, поддерживающая нога сначала рисует дугу внутрь до такой степени, что пересекает воображаемую линию опоры тела. Вот это и позволяет делать активный «pulling» (натягивание) поддерживающей ногой в направлении «под себя», т.е. в том же самом направлении, в котором в этот момент происходит классическое отталкивание другой ногой. Хотя работа поддерживающей ногой и не есть настоящее отталкивание (push), но, по крайней мере, это в некотором роде тяга (pull). Чтобы сделать внутреннюю дугу поддерживающей ногой, скейтер должен с самого начала движения по дуге существенно наклонить колеса наружу (т.е. фактически ехать на внешней стороне колес). Вектор давления на внешнюю сторону колес поможет сделать дугу внутрь под корпус.

2) The Push — фаза отталкивания

В double-push отталкивание производится практически в той же самой манере, как это делается в классической технике. Тем не менее, из-за особого положения поддерживающей ноги, отталкивание начинается из позиции, отличной от той, что присутствует в классической технике. Этот факт составляет одно из основных преимуществ double-push. Почему? Потому что, начиная отталкивание от воображаемой линии центра тяжести корпуса, вы эффективно удлиняете этот процесс по сравнению с классической техникой.

3) The Recovery — фаза восстановления

Цель фазы восстановления заключается в том, чтобы подготовить конек к следующему отталкиванию. На роликах скейтер теряет ускорение гораздо более интенсивно, чем на льду. Поэтому при катании на роликах необходимо минимизировать время простого скольжения и увеличить частоту отталкивания. Если использовать традиционную фазу восстановления, применяемую конькобежцами — «circle around the back» (т.е. нога после отталкивания не возвращается сразу на позицию под корпусом, а делает сначала как бы круговое движение за спиной – прим. переводчика), то на роликах это будет просто потерей ускорения. Это движение также стимулирует статическую фазу скольжения и не подготавливает ногу для установки в хорошую опорную позицию. Как результат изложенных фактов, фаза восстановления double-push в основном заключается в том, чтобы поставить ногу с усилием в направлении воображаемой линии центра тяжести.

4) Set Down — фаза «приземления» (возвращение толчковой ноги под корпус)

В классической технике нога, выполнявшая отталкивание, возвращается в исходную (поддерживающую) позицию практически немедленно, и располагается рядом и немного впереди поддерживающей ноги. Эта финальная часть фазы восстановления характеризуется переносом веса и смещением центра тяжести немного в сторону, противоположную направлению произведенного отталкивания. Наоборот, в double-push «приземление» конька толчковой ноги происходит в заметно более наклонной позиции корпуса, чем в классической технике (наклон в противоположную сторону от толчковой ноги). Это критическая точка в правильном выполнении всей последовательности дальнейших движений. Установка конька слишком близко к средней линии сократит фазу натяжения (pull) до такой степени, что она окажется бесполезной, а вместе с ней и все, что дает double-push. Если же, наоборот, конек будет установлен слишком далеко наружу от средней линии, это также уменьшит эффективность «натягивания» (pull) и, возможно, приведет к потере баланса. Только обширная практика позволит вам выполнять этот важнейший шаг правильно. Так же необходимо помнить, что в процессе «приземления» конек должен устанавливаться немного на внешнюю сторону колес. Как только вес перенесен на «приземленную» ногу, она становиться поддерживающей ногой, и начинает движение под корпус, т.е. переходит в фазу натяжения. Когда это происходит, конек начинает наклоняться все сильнее и сильнее к поверхности, создавая еще большее давление на внешнюю сторону колес, создавая тем самым еще больший потенциал к движению ноги под корпус. Третий важный аспект фазы приземления заключается в том, что направление движения приземленного конька в плоскости движения происходит не прямо, а немного к центру (т.е. стопа повернута носком немного внутрь). Это не только помогает производить движение ноги под корпус в фазе натяжения, но и более точно концентрирует усилие на внутренней приводящей мышце бедра. Все эти факторы являются критичными для правильной работы double-push. Только обширная практика поможет вам выполнять их правильно.



Цель первой части статьи – использовать словесное описание, чтобы помочь вам понять сущность double-push. Вторая часть будет посвящена описанию физиологических и биомеханических причин того, почему эта техника имеет преимущества перед классической. Также, следующая часть будет включать в себя примеры упражнений, которые могут быть использованы для обучения double-push.






Автор: Barry Publow (перевод — lenick)
Источник: http://www.breakawayskate.com/skate/articles/dp1.html

Комментарии закрыты
200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 9L0-012 642-999 300-115 MB5-705 70-461 1V0-601 300-206 352-001 70-486 300-135 NS0-157 PR000041 300-101 70-346 CCA-500 70-480 810-403 200-120 400-101 CISSP 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 100-101 1Z0-803 9L0-012 70-480 200-310 EX300 ICBB 1Z0-808 AWS-SYSOPS 1Z0-434 300-070 CAS-002 352-001 1V0-601 220-801 N10-006 642-999 SSCP PMP 642-997 300-115 70-410 101-400 ITILFND 300-075 AX0-100 400-051 2V0-621 70-486 MB5-705 102-400 101 1Z0-067 220-802 70-463 C_TAW12_731 70-494 CISM PR000041 700-501 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070 210-260 300-075 300-101 NSE4 EX200 300-115 100-101 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 350-018 ADM-201 CISSP 810-403 200-120 400-101 CISSP 300-320 350-018 300-101 210-260 300-208 MB2-707 400-201 SY0-401 70-462 EX200 100-101 1Z0-803 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070