Подшипники для скоростного катания (обзор)

Спросите десять роллеров о том, какие подшипники они считают лучшими или, по крайней мере, подходящими для скоростного катания, и получите если и не десять разных ответов, то уж пять — это точно. Пожалуй, из всего оборудования, подшипники — это тема наиболее горячих дискуссий среди роллеров.

Стандарты

Размеры подшипников для роликовых коньков соответствуют стандарту 608 (стандартный), 688 (микро) и 698 (мини). Эти цифры определяют внешний и внутренний диаметр подшипника, соответственно для каждого типа подшипников требуются колеса с подходящим диаметром посадочного отверстия, или же необходимо использовать специальные переходники при установке подшипников меньшего размера в стандартные колеса.

Качество подшипников определяется по шкале ABEC (annular bearing engineering committee) которая использует нечетные цифры (от 1 до 9) для определения стандарта качества. Подшипник должен удовлетворять определенным критериям, чтобы соответствовать той или иной цифре (рейтингу) шкалы. Например, для подшипника с маркировкой ABEC5 внутренний диаметр должен быть в пределах между 7,995 и 8,000 мм, аналогичные допуски накладываются на внешний диаметр, а также другие параметры. Для подшипников с рейтингом 1 допуски наименее строгие, а с рейтингом 9 — наоборот, самые жесткие.

Основываясь на вышесказанном, можно было бы ожидать, что для катания предпочтительнее использовать подшипники с высоким рейтингом ABEC, однако это верно далеко не всегда. Дело в том, что ABEC не определяет, является ли тот или иной тип подшипников хорошим или плохим, он просто задает стандарты для применения подшипников в промышленности. То, что хорошо или необходимо для подшипника в промышленном механизме, вовсе не обязательно является плюсом для подшипника в роликовых коньках. Стандарт ABEC не предъявляет никаких требований к таким важным критериям подшипника как материал, сопротивление качению, параметры смазки, боковая нагрузка на подшипник, удобство обслуживания.

Таким образом, сравнивать между собой имеет смысл лишь подшипники одного производителя, выполненные по одной технологии. В этом случае можно с большой долей вероятности сказать, что подшипник с большим рейтингом ABEC обладает лучшими характеристиками, в том числе и для катания.

Некоторые ведущие производители подшипников для роликовых коньков вообще не маркируют свои верхние, наиболее дорогие, модели подшипников рейтингом ABEC, поскольку, как уже отмечалось, стандарты ABEC не учитывают некоторых особенностей применения подшипников для спидскейтинга. В конструкцию подшипников вносятся такие изменения, как прорезиненный внешний пыльник, отсутствие внутреннего пыльника в целях удобства обслуживания, отсутствие обоймы (сепаратора) для уменьшения сопротивления качению, внешний пыльник наглухо запаян для уменьшения вероятности попадания пыли внутрь подшипника. Такие подшипники имеют маркировку Swiss (вероятно, чтобы подчеркнуть их качество, хотя это вовсе не означает, что они производятся в Швейцарии) вместо ABEC.

Смазка

Смазка является ключевым компонентом, определяющим, насколько свободный ход имеет подшипник. Если посмотреть на шарик подшипника, то кажется, что он имеет идеально ровную, отполированную поверхность. Однако, взглянув на тот же шарик под микроскопом, вы увидите картину, напоминающую горный ландшафт. То же касается и внутренней поверхности самого подшипника. Смазка заполняет микроскопические неровности трущихся поверхностей, как бы образуя тончайшую пленку и не позволяя поверхностям соприкасаться непосредственно.

Большое значение имеет количество смазки, заложенное в подшипник. Если смазки недостаточно, то пленка будет слишком тонкой, поверхности находятся в непосредственном контакте, что создает слишком сильное трение и заставляет прикладывать дополнительные усилия для достижения той же скорости. Кроме того, непосредственный контакт приводит к преждевременному износу и разрушению частей подшипника. Однако, закладывать слишком много смазки так же не стоит. Лишняя смазка препятствует свободному вращению подшипника и, кроме того, она все равно будет вытекать в процессе катания, что приведет к скоплению на внешнем пальнике грязи, которая может проникать внутрь подшипника.

Различные типы смазок обладают разными характеристиками, среди которых основная — вязкость. Чем меньше вязкость смазки, тем меньшее сопротивление качению она создает, поэтому для скоростного катания предпочтительными являются жидкие смазки (oil), которые обладают малой вязкостью. Однако недостаток жидких смазок в том, что они быстро вытекают из подшипника, следовательно, подшипники с жидкой смазкой требуют частого обслуживания. Кроме того, использование жидких смазок сокращает срок службы подшипника. Густые смазки обладают большим сопротивлением, но зато они лучше предохраняют подшипник от разрушения и требуют гораздо более редкого обслуживания.

Как один из вариантов, можно использовать комплект подшипников с густой смазкой для тренировок и ежедневного катания, а другой комплект, с жидкой смазкой, для соревновательных забегов.

Обслуживание подшипников

Если хотите, чтобы подшипники служили вам долго, то придется периодически тратить некоторое время на их обслуживание. На новых подшипниках, а также на подшипниках, которые вы только что промыли и смазали, на внешнем пыльнике, после катания, неизбежно выделяется излишек смазки. Это приводит к тому, что на пыльнике скапливается пыль, которая затем проникает внутрь подшипника. Поэтому внешний пыльник необходимо протирать сухим кусочком мягкой материи после каждого из катаний, пока смазка не перестанет выделяться (обычно два-три катания). Просто снимите колесо и аккуратно (не занося грязь внутрь подшипника) протрите пыльник как показано на рисунке движениями от внутреннего кольца к внешнему. Кроме того, грязь может скапливаться на посадочных гнездах внутри рамы, их также необходимо протереть.

Наиболее трудоемкая часть работы по обслуживанию подшипников — промывка и смазка. К счастью, ее не приходится выполнять слишком часто. Если подшипник перестал крутиться свободно, слышен посторонний шум при кручении, если получилось так, что вам пришлось проехаться под дождем, то подшипники необходимо промыть и смазать.

Отличная статья по технологии этого процесса находится здесь: http://www.roller.ru/content/master/article-98.html

От себя только добавлю, что вместо бензина предпочитаю использовать для промывки спирт (хотя в статье на roller.ru и не рекомендуют этого делать). Преимущества использования спирта по сравнению с бензином — отсутствие запаха и грязи, промывку можно производить непосредственно в квартире. Спирт отлично удаляет жидкую смазку, но для удаления густой смазки придется воспользоваться зубной щеткой, впрочем, это же верно и для бензина.

Промыв и просушив подшипники, можно приступить к смазыванию. Жидкой смазки следует добавлять не более двух капель в подшипник. Густой — небольшую порцию (на кончике иглы) на каждый шарик. Помните, что закладывание излишнего количества смазки не принесет вам ничего, кроме дополнительных проблем.

Производители

Для спидскейтинга наиболее часто используют подшипники следующих производителей:

  • SKF
  • BSB
  • Powell Bones
  • Twincam

    Не существует волшебных сверхскоростных подшипников, которые чудесным образом позволят вам катать в два раза быстрее, не прилагая никаких дополнительных усилий. Просто выбирайте подшипники известных брендов, указанных выше или других, не используйте безымянные подшипники сомнительного происхождения, вовремя промывайте и смазывайте их, и они, несомненно, позволят вам наслаждаться скоростью и свободным ходом ваших роликов.
    Автор: lenick

  • Комментарии закрыты
    200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 9L0-012 642-999 300-115 MB5-705 70-461 1V0-601 300-206 352-001 70-486 300-135 NS0-157 PR000041 300-101 70-346 CCA-500 70-480 810-403 200-120 400-101 CISSP 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 100-101 1Z0-803 9L0-012 70-480 200-310 EX300 ICBB 1Z0-808 AWS-SYSOPS 1Z0-434 300-070 CAS-002 352-001 1V0-601 220-801 N10-006 642-999 SSCP PMP 642-997 300-115 70-410 101-400 ITILFND 300-075 AX0-100 400-051 2V0-621 70-486 MB5-705 102-400 101 1Z0-067 220-802 70-463 C_TAW12_731 70-494 CISM PR000041 700-501 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070 210-260 300-075 300-101 NSE4 EX200 300-115 100-101 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 350-018 ADM-201 CISSP 810-403 200-120 400-101 CISSP 300-320 350-018 300-101 210-260 300-208 MB2-707 400-201 SY0-401 70-462 EX200 100-101 1Z0-803 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070