Командная тактика в гонке

В профессиональном спидскейтинге доминируют роликобежцы, состоящие в командах. Лучшие скейтеры, как правило, отбираются в элитные, хорошо спонсируемые команды. Применяя командную тактику, эти атлеты могут достичь гораздо больших результатов, нежели те, что они могли добиться, «играя» в одиночку. За десятилетия существования профессиональных велогонок было изобретено множество командных тактических приемов, большинство из которых легко применимы и к спидскейтингу.

Команда вовсе не обязательно должна состоять из четырех или пяти скейтеров. Факт заключается в том, что даже команда из двух роликобежцев имеет в своем арсенале гораздо больше тактических приемов, нежели одиночный скейтер. Если два скейтера из одной команды «играют» против одиночного скейтера эквивалентной спортивной подготовленности, то у одиночного скейтера практически нет шансов одержать победу, при условии грамотного применения тактических приемов его противниками. Тем не менее, даже одиночный роликобежец может противостоять команде, но только при условии полного понимания им и своевременного распознавания командных приемов.

Функции участников команды

На профессиональном уровне, каждый участник команды выполняет узкоспециальную задачу. Один из них обычно выступает в роли лидера, остальные выполняют функции защиты и всячески
помогают лидеру одержать победу. И даже на полупрофессиональном и любительском уровне часто бывает, что в команде назначается один лидер на гонку, а остальные выступают в качестве «рабочих лошадок». Это стратегия основана на осознании того факта, что победа одного члена команды означает победу всей команды.

Командные отрывы

Отрывы участников команды от основного пака обычно ничем не отличаются от отрывов одиночных скейтеров. Однако, участники команды могут существенно повысить эффективность атаки, применяя такие методы командной борьбы, как блокировка, чередующиеся отрывы, «выводящие» отрывы.

Блокировка

Базовая тактика ведения командной борьбы во время отрыва – блокировка. Это не этично и не законно – мешать другим скейтерам посредством физического контакта. Однако блокировка этого и не предусматривает. Блокировка всего лишь предотвращает или усложняет погоню за ушедшим в отрыв лидером для чужим скейтеров, путем такого расположения его товарищей по команде, что у чужих скейтеров просто не остается пространства для погони. Не будем здесь описывать многочисленные способы реализации блокировки, это заняло бы множество страниц. Вместо этого рассмотрим только один пример (с использованием команды из трех скейтеров).

Один скейтер (А) занимает ведущее место в паке. Предположим пак идет по левой стороне дороги. Два других участника команды (В) и (С) занимают позиции друг за другом недалеко от головы пака. Затем эти два скейтера быстро спринтуют по правой стороне дороги. Как только они достигают лидера (своего сокомандника), скейтер (В) продолжает спринтовать, в то время как скейтер (С) замедляется и занимает позицию чуть позади и справа от лидера (А). Затем оба (А) и (С) еще более замедляются, замедляя тем самым весь пак и давая возможность скейтеру (В) уйти в глубокий отрыв. Позиция, занятая (А) и (С) не оставляет другим скейтерам шансов своевременно среагировать на прорыв скейтера (В). Скейтеры (А) и (С) должны занять как можно больше места на дороге, но не вступать в физический контакт с другими. Даже если у других скейтеров появиться возможность преследовать скейтера (В), им придется преодолеть как минимум 10 метровый буфер, образовавшийся между (В) и паком в результате такой тактики. Чем больше помощников у лидера в команде, тем более изощренные блоки они могут ставить.

Чередующиеся отрывы

Эта тактика наиболее эффективна для физического изматывания противников, особенно когда пак состоит из небольшого числа скейтеров. Она требует хотя бы двух участников команды. Один из них уходит в отрыв, заставляя весь пак бросаться за ним, в то время как другой комфортно сидит за спинами тех, кто пытается догнать спринтующего. Как только пак догоняет ушедшего в отрыв, второй сразу же начинает новый отрыв, и.т.д. Эта последовательность может быть повторена большое количество раз в попытках «измотать» остальных скейтеров в паке до тех пор, пока один из очередных отрывов просто не пересечет линию финиша. Если в команде более двух скейтеров, то эффективность этой тактики увеличивается драматически! Она также может быть использована в комбинации с блокированием. Два скейтера могут уйти в отрыв, в то время как оставшийся в паке член команды блокирует пак и замедляет его темп. Затем они меняются, и.т.п.

Выводящие отрывы

Другая тактика, которую широко применяют команды, называется «выводящие» отрывы (lead-out breakaways). В этом методе один из скейтеров назначается на роль «кролика», чья задача заключается в том, чтобы уходить в отрыв прямо со старта или почти сразу после старта. Идея заключается в том, чтобы заставить пак следовать за ним, держа темп исключительно высоким, в то время как остальные члены команды находятся в воздушной тени внутри пака. Как только пак догоняет «кролика», другой член команды начинает новую атаку. В конце концов, пак может позволить очередному скейтеру уйти в отрыв. В этом случае оставшиеся в паке члены команды должны приложить все усилия, чтобы замедлить темп пака, контролируя голову пака. Если в паке формируется небольшая группа для погони за оторвавшимся скейтером, то совершенно необходимо, чтобы в нее вошел хотя бы один член команды и опять таки попытался замедлить темп этой группы либо, отказываясь брать лидерство в группе, либо замедляя ее темп, двигаясь в голове не слишком быстро.

Преследование отрывывов

В некоторых случаях попытки отрывов могут быть быстрыми и яростными, следуя одна за другой без какого-либо времени на отдых. Одна команда предпринимает отрыв сразу же следом за отрывом другой команды. В гонке с множеством попыток отрыва сложно определить, который из них будет решающим, и будет ли он вообще. Для одинокого спидскейтера, не являющегося участником какой-либо команды, пытаться следовать за каждым отрывом просто нереально. Прелесть участия в гонке командой заключается в том, что в каждом или большинстве отрывов может присутсвовать хотя бы один член команды. Если скейтеру удалось попасть в состав отрыва, то остальные члены его команду, оставшиеся в паке должны сделать все возможное, чтобы не дать паку догнать отрыв. Профессиональные гонки очень часто проходят в таком формате, когда сильные команды постоянно обмениваются атаками и контратаками в попытках вымотать друг-друга и определить, какие скейтеры являются наиболее реальными кандидатами на финальный рывок и победу. Довольно часто группа отрыва формируется из участников наиболее сильных команд. В таком случае преследование отрыва, скорее всего, не будет осуществляться, поскольку ни один из оставшихся в паке членов команды не будет помогать членам других команд сократить разрыв. Наоборот, они все будут стараться замедлить пак. Если вы одиночный скейтер, то осведемленность в вопросах командной тактики поможет вам понять, какой отрыв стоит преследовать, а на какой лучше не тратить силы, ибо он является всего лишь очередной попыткой одной команды проверить возможности остальных.

Грязная тактика

На уровне элитных и международных соревнований всегда найдутся те, кто готов пойти на все ради выигрыша. Такие скейтеры применяют тактические приемы, являющиеся незаконными, неэтичными и подчас даже опасными. Этот менталитет «победы любой ценой» присутствует в той или иной степени в каждом виде спорта.

Профессиональные спортсмены, особенно те, которые являются членами каких-либо команд, обучаются использовать излишний физический контакт для целей обмана, блокирования или даже нанесения травм скейтерам из других команд. Подталкивание, удары локтями, хватание за комбинезон, подсечки и подножки – вот примеры таких грязных приемов. Мировой чемпионат по инлайнспидскейтингу и Панамериканские игры особенно изобилуют примерами такого поведения скейтеров и вялой реакцией официальных лиц на такие эпизоды. Сборная команда США даже прибегала к такому приему, как разбрызгивание масляного аэрозоля на руки на комбинезоны, чтобы не дать соперникам возможность хватать себя за одежду и конечности.

Эти негативные примеры имеют тенденцию мигрировать с международного уровня на уровень национальных чемпионатов. Хуже того, тренеры на местах все чаще начинают обучать таким грязным приемам молодых спортсменов.

В большинстве случаев нарождающиеся местные чемпионаты и гонки среднего уровня чисты от подобного поведения. Ирония заключается в том, что, как и в большинстве других спортивных направлений, грязные приемы приходят именно от почитаемых, широко известных спортсменов элитного уровня и именно они в наибольшей степени дискредитируют само понятие честного и чистого спорта. Если инлайнрейсинг будет принят в качестве олимпийского вида спорта, то элитным спортсменам придется пересмотреть свое поведение во время гонок. В то же время тренеры должны учить юных и начинающих спортсменов философии честной победы и олимпийскому духу.
Автор: Barry Publow (перевод — lenick)
Источник: материалы «Speed On Skates», Barry Publow, (с) 1999

Комментарии закрыты
200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 9L0-012 642-999 300-115 MB5-705 70-461 1V0-601 300-206 352-001 70-486 300-135 NS0-157 PR000041 300-101 70-346 CCA-500 70-480 810-403 200-120 400-101 CISSP 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 100-101 1Z0-803 9L0-012 70-480 200-310 EX300 ICBB 1Z0-808 AWS-SYSOPS 1Z0-434 300-070 CAS-002 352-001 1V0-601 220-801 N10-006 642-999 SSCP PMP 642-997 300-115 70-410 101-400 ITILFND 300-075 AX0-100 400-051 2V0-621 70-486 MB5-705 102-400 101 1Z0-067 220-802 70-463 C_TAW12_731 70-494 CISM PR000041 700-501 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070 210-260 300-075 300-101 NSE4 EX200 300-115 100-101 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 350-018 ADM-201 CISSP 810-403 200-120 400-101 CISSP 300-320 350-018 300-101 210-260 300-208 MB2-707 400-201 SY0-401 70-462 EX200 100-101 1Z0-803 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070