Базовые основы драфтинга

Драфтинг – это практика следования за одним или более скейтерами с целью уменьшения силы сопротивления воздуха.

Изучение и постижение техники драфтинга требует постоянной практики и насточивости. Неопытные скейтеры подчас боятся следовать за другими слишком близко, к сожалению, такие опасения существенно снижают эффективность обучения драфтингу. Эффективный драфтинг требует наличия уверенности и умения адаптироваться, т.к. у каждого скейтера свои особенности стиля катания. Некоторые скейтеры стабильны в катании, как полет стрелы и предсказуемы, как барабанная дробь – следовать за ними не представляет особенного труда. Другие, наоборот, имеют флюктуации в скорости и темпе отталкивания, а также амплитуде движений, что вносит существенные трудности в технику следования за ними. Добавьте к этому неразбериху, неизбежно присущую любому паку, и в результате вы получите весьма стрессовую ситуацию.

Терпение – ключ к успеху в освоении техники драфтинга. Время, потраченное на разработку и оттачивание правильной техники драфтинга, обернется вам большими дивидентами во время гонки. Без сомнения, драфтинг – это одно из наиболее важных и фундаментальных умений скейтера.

Драфтинг – вот что позволяет гонкам проходить в потрясающе быстром темпе, и что позволяет роликобежцам успешно применять различные тактические маневры. Драфтинг обеспечивает существенную экономию сил за счет следования за другим скейтером и, например, позволяет слабым скейтерам держаться в основном паке. Попросту говоря, без драфтинга, роликобежные гонки на длинные дистанции были бы скучны и выглядели бы просто глупо. Драфтинг настолько тесно связан с роликобежным спортом, что, по сути, представляет одну из его сущностей.

Скейтеры, не обладающие правильной техникой драфтинга, существенно проигрывают тем, кто ею обладает. Чтобы полностью понять механизм драфтинга, давайте сначала рассмотрим некоторые базовые принципы аэродинамики.

Аэродинамика

Аэродинамика – это наука, котороая изучает взаимодействие воздуха с движущемися объектами. В основном вопрос изучения – это сопротивление, которое испытывает объект, соприкасаясь с молекулами, составляющими воздух. Будь это автомобиль, человек или колесо, законы аэродинамики действуют одинаково. Нас, роликобежцев, интересует вопрос максимизации скорости и достижения наибольшей эффективности при данных затратах мышечной энергии.

В процессе движения объект сталкивается с молекулами воздуха, соответсвенно он должен отбросить их от себя, чтобы продолжить движение. Молекулы смещаются в стороны и назад от объекта и собираются в некторой точке позади него (см. Рисунок). Таким образом, воздух создает сопротивление движению объекта. Два важнейших фактора, определяющих величину этого сопротивления – это фронтальная поверхность объекта и его скорость.

Фронтальная поверхность объекта

Фронтальная поверхность может быть определена как квадратная поверхность, котороую воздух «встречает» в процессе того, как объект движется в пространстве. Чем больше поверхность, тем большее сопротивление встречает объект. Достаточно очеведно, что для скейтера, с точки зрения минимизации сопротивления, наиболее оптимальной будет низкая и компактная позиция. Мы все прекрасно знаем это исходя из собственного опыта.

Скорость

Очевидно также, что чем больше скорость объекта, тем большее сопротивление он испытывает. Однако здесь есть одна интересная деталь. Зависимость сопротивления от скорости не линейная, а квадратичная. Это означает, что при возрастании скорости в два раза, сопротивление вырастает в четыре. Этот факт имеет большое значение в спидскейтенге, т.к., к примеру, из-за этой квадратичной зависимости совершить ускорение на высокой скорости неимоверно сложнее, чем на низкой.

Экономия энергии

На самом деле трудно точно сказать, сколько же энергии позволяет экономить драфтинг. Это зависит от условий гонки – направления и силы ветра, размер скейтера, за которым вы следуете, как близко вы за ним следуете, скорости пака и других факторов. В среднем экономия составляет 25%, однако в сложных погодных условиях – при сильном встречном ветре, это может быть 50 и даже более процентов.

Дистанция

Один из самых распространенных вопросов – как близко я должен следовать за впереди едущем скейтером? Без сомнения, одна из наиболее часто наблюдаемых ошибок среди начинающих скейтеров – это слишком большая дистанция.

Посмотрите на схему распределения воздушных потоков. Область пониженного давления создается непосредственно за движущимся объектом. Эта зона не распространяется бесконечно, а «захлопывается» по мере того, как поток воздуха формирует зону турбулентности с повышенным давлением. Таким образом, скейтер должен следовать достаточно близко, чтобы избежать попадания в зону повышенного давления. Проще говоря, следовать надо так близко, как возможно это делать, избегая физического контакта. При правильном драфтинге, скейтер впереди может коснуться вашего подбородка полностью откунутой назад рукой. Конечно, это не всегда возможно, т.к. некоторые скейтеры далеко отбрасывают назад толчковую ногу в фазе «возвращения» или машут руками назад слишком интенсивно, поэтому приходится увеличивать дистанцию, чтобы избежать контакта. Тем не менее, цель остается прежней – держаться так близко, как возможно без физического контакта.

Постоянное поддержание минимальной дистанции – сложный для усвоения навык. Даже едва уловимые изменения темпа в голове пака имеют тенденцию к росту по мере продвижения к хвосту, т.к. каждый скейтер производит свое собственное регулирование темпа и.т.д., по нарастающей. Когда лидер ускоряется, пак растягивается, затем постепенно опять сжимается по мере того, как другие скейтеры отвечают на ускорение. Когда лидеры замедляют темп, скейтеры в хвосте пака ощущают себя, как в автомобильной пробке. Это «меньжевание» заставляет скейтеров то ускоряться, чтобы поддерживать минимальную дистанцию, то резко тормозить, что в любом случае приводит к напрасным тратам энергии, которая могла бы очень пригодиться в финишном спурте. Даже лучшие и опытные скейтеры обычно испытывают проблемы, сталкиваясь с этой раздражающей, но неизбежной ситуацией. Единственный путь поддерживать правильную дистанцию во время изменения темпа – пытаться предвидеть и понимать динамику движения пака.

Ключ к поддержанию адекватной дистанции со скейтерами впереди и позади вас – всегда быть в курсе того, что происходит в голове пака. Возможность противостоять «меньжеванию» крайне ценна. Когда в голове пака темп замедляется, вы должны уже быть готовы к приближению скейтера перед вами. Невнимательность – прямой путь к несчастному случаю. Если пак в голове начинает замедляться и сжиматься, прекратите отталкивания и просто катитесь по инерции. Порой бывает необходимо аккуратно упереться рукой в нижнюю часть спины скейтера перед вами, чтобы сохранить безопасную дистанцию. Если вы это делаете, то упирайтесь не ладонью, а тыльной частью кисти, чтобы в случае вашего падения не утянуть за собой и этого скейтера. Если ваша скорость все еще больше скорости впереди едущего скейтера, медленно и аккуратно сгибайте руку, которой вы уперлись ему в спину, в локте, чтобы погасить остающееся ускорение. Ни в каком случае не следует толкать скейтера, если вы всё же вынуждены его подтолкнуть из-за слишком большой разницы в скоростях, то направляйте усилие только в прямом направлении, а не в стороны или вверх или вниз.

Пак ускоряется время от времени, это неизбежно, и те, кто находится в хвосте пака, вынуждены догонять голову. Возможность оставаться в воздушной тени предыдущего скейтера в такие моменты помогает сберечь много энергии.
Несмотря на то, что обычно надо находиться как можно ближе к впереди едущему скейтеру, иногда бывает предпочтительнее его чуть «отпустить» вперед. Когда скейтеры в голове пака начинают ускорение, оставьте небольшое пространство впереди себя (вдвое больше обычной драфтинговой дистанции). Это обеспечит вам возможность начать ускорение в случае, когда скейтеры впереди решат не просто ускориться, а уйти в отрыв. Если же дистанция будет слишком близкой, то начать собственное ускорение будет затруднительно.

Синхронизация

Другое важное умение, необходимое для правильного и успешного драфтинга, — это соблюдать синхронность со скейтером впереди, т.е. в точности соблюдать темп его движений. Если в данный момент он делает отталкивание левой ногой, вы должны делать то же самое. Если продолжительность его отталкивания больше вашего, то вам необходимо подстроиться под него. Чтобы получить максимальные преимущества от нахождения в воздушной тени своего предшественника, вы должны попытаться стать его точной копией. Следовать за скейтером, движения которого в точности повторяют ваши, не сложно. Однако некоторые скейтеры настолько несовместимы с точки зрения стиля катания, что пытаться копировать абсолютно не подходящий вам темп и амплитуду движений становится бессмысленно, в этом случае лучший вариант – сменить позицию в паке.

Многие ситуации, такие как повороты, неровности дороги, или неожиданные ускорения или замедления могут ломать налаженный ритм движений в паке. В такой ситуации большинство скейтеров в паке теряют выгодную драфтинговую позицию. Поэтому одна из важных составляющих – научиться как можно быстрее возвращаться в выгодную позицию. Чем быстрее вы вернетесь, тем больше энергии сэкономите.

Иногда, по разным причинам, получается так, что вы полностью теряете синхронизацию с впереди едущем скейтером – в то время как он толкается правой ногой, вы толкаетесь левой. Существует три основных способа выхода из этой ситуации. Первый и наиболее простой заключается в том, чтобы перейти на мелкие, быстрые отталкивания до тех пор, пока вы не войдете в режим синхронного отталкивания. Этот метод занимает несколько секунд, но может, однако, привести к неоправданным тратам энергии. Второй метод заключается в том, чтобы оттолкнуться одной и той же ногой два раза подряд и тем самым вернуть синхронность движений со скейтером впереди. Метод простой, но требует некоторой координации движений. Третий метод – необходимо совершить небольшой перерыв в отталкивании, т.е. в то время, как скейтер впереди делает отталкивание, например, правой ногой, не делать отталкивание своей левой, а просто катиться вперед по инерции. Затем продолжать делать отталкивания синфазно со скейтером впереди. Однако этот метод является наименее предпочтительным, т.к. приводить к прерыванию ритма движений и небольшому разрыву между скейтерами. Какой из трех методов применять в каждом конкретном случае – решать вам, и научиться этому можно только на практике.

Автор: Barry Publow (перевод — lenick)
Источник: материалы «Speed On Skates», Barry Publow, (с) 1999

Комментарии закрыты
200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 9L0-012 642-999 300-115 MB5-705 70-461 1V0-601 300-206 352-001 70-486 300-135 NS0-157 PR000041 300-101 70-346 CCA-500 70-480 810-403 200-120 400-101 CISSP 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 100-101 1Z0-803 9L0-012 70-480 200-310 EX300 ICBB 1Z0-808 AWS-SYSOPS 1Z0-434 300-070 CAS-002 352-001 1V0-601 220-801 N10-006 642-999 SSCP PMP 642-997 300-115 70-410 101-400 ITILFND 300-075 AX0-100 400-051 2V0-621 70-486 MB5-705 102-400 101 1Z0-067 220-802 70-463 C_TAW12_731 70-494 CISM PR000041 700-501 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070 210-260 300-075 300-101 NSE4 EX200 300-115 100-101 200-120 210-260 200-310 SY0-401 810-403 300-320 400-101 70-533 N10-006 MB2-707 210-060 400-201 350-018 ADM-201 CISSP 810-403 200-120 400-101 CISSP 300-320 350-018 300-101 210-260 300-208 MB2-707 400-201 SY0-401 70-462 EX200 100-101 1Z0-803 300-135 200-120 CISSP 400-101 810-403 300-320 210-060 300-070